‮Сдвиг по фазе (kincajou) wrote,
‮Сдвиг по фазе
kincajou

Categories:

Файринский синдром

Буду краток ©.



В Галактике неспокойно. Объединённые силы Земли зря надеялись на мирное развитие человеческой цивилизации - империя Драко делиться ценными ресурсами с людьми совершенно не намерена. Это война, и победить в ней может только сильнейший.

Однажды случилось так, что два солдата из противоборствующих сторон, ведомые чувством долга и священной яростью воина, столкнулись в бою. Силы оказались примерно равными, но судьба-злодейка устроила так, что оба воина рухнули на поверхность планеты, над которой шло сражение.

Воин-землянин потерял корабль и все свои запасы.
Воин-драко, напротив, почти ничего не потерял.
Но оба оказались заперты на планете, ибо деться с неё некуда -- оба корабля разбиты.

В отчаянной и благородной попытке землянин попытался выполнить свою миссию, восстановить справедливость и уничтожить врага, но гнусный инопланетянин коварно воспользовался наивностью человека и перехватил инициативу, заставив землянина стать фактически своим рабом.

И удивительное дело! чем дальше землянин сосуществовал вместе со своим противником, тем всё больше проникался противоестественной симпатией к этому отвратительному существу. Более того, он однажды называет драко своим другом!

Сделаю небольшое отступление. Естественно, все события фильма абсолютно вымышлены. И такой путь событий выбран сценаристом отнюдь не случайно. Голливудское (читай коммерческое) кино, кроме очевидной цели нажиться на страстях зрителей, преследует ещё одну цель, не имеющей прямого отношения к сиюминутной выгоде. Но косвенное отношение всё же есть - голливудщина пестует тайные страхи и желания людей, формируя свою аудиторию, лёгкими и незаметными воздействиями на подсознание вылепливая тот тип потребителя, которым легче всего управлять и который безропотно принесёт последний грош в кассу голливудской продюсерской мафии.

Но есть и третья цель, на которую я сейчас хочу обратить особое внимание.

Фильм, о котором идёт речь - "Враг мой" - совсем неслучайно был снят в то время, когда Советский Союз начал чувствовать некоторое недомогание на фоне кажущегося потепления отношений с США. И именно эта лента, вместе со множеством прочих внешне низкокачественных (но в то же время крикливо-ярких) поделок голливудских ремесленников, "совершенно случайно" оказалась в первой волне западных фильмов, легально разрешённых к показу на территории СССР.

Советский зритель, якобы истосковавшийся по сочным и затейливым спецэффектам (на самом деле эту тоску насаждали агенты влияния, но это тема совсем других статей других авторов), бросился в кинотеатры. Простые люди - рабочие и инженеры, доярки, учителя и врачи - упивались пышным экранным действом и невиданными доселе эффектами (хотя это и не так, советские режиссёры снимали ничуть не хуже. Например, фильм Павла Клушанцева "Планета бурь" нещадно цитировался и перевирался западными продюсерами!) и не замечали, как тлетворное влияние западных ценностей проникало в их души обходным путём. То, чего стратеги ЦРУ не могли добиться прямо, получилось у них косвенно: СССР пал, и не последняя вина в этом лежит на описываемом фильме. Но я отвлёкся, вернёмся же к рассмотрению сюжета.

Итак, землянин и драко сосуществуют на одной планете, под одной крышей, взаимно изучая друг друга - культуру, язык и прочее. По мере "притирания" вражда уходит, сменяясь чем-то иным. Человек перестаёт ненавидеть своего заклятого врага - А ЗРЯ! Война ведь ни на минуту не затихает! Причём герои фильма об этом прекрасно знают. Но сценарист вписал в их поведение именно такие моменты - вспомните, о чём я писал выше и поймёте, зачем.

Если ещё не понимаете, то я продолжу. Окончательный переворот в сознании воина-землянина происходит, когда он ощущает некий катарсис, причиной коего служит пение инопланетянина. Причём не просто пение, а псалмы инопланетной же религии. Испытывая внутреннее противоречие, землянин пытается убить пришельца, но терпит поражение. Он понимает, что проиграл.

Сделаю ещё одно отступление. Инопланетяне-драко внешне относительно гуманоидны, хотя и отличаются во многом от людей. Вряд ли бы землянин почувствовал что-то сложное, если бы услышал пение абсолютно чуждого существа, какого-нибудь разумного слизня или жука. А вот человекоподобное существо (при должной актёрской игре особенно) вполне способно вызвать сопереживание, на что весь фильм и нацелен. А другую вольность оставим на совести сценариста: воздухом планеты может без проблем дышать и человек, и драко, хотя показанные пейзажи растительностью, мягко говоря, не изобилуют.

Вернёмся к сюжету. Землянин, чувствуя приближение безумия, решает отправиться в путешествие по планете - он хочет найти других людей, потому что надеется их найти. И находит. Сначала он наталкивается на следы торговцев рудой (и череп убитого драко). Последующий "внутренний монолог" показывает нам, что землянин уже почти не считает торговцев рудой за людей. Герой говорит, что они занимаются "незаконным поиском и добычей полезных руд" (наверняка ОЧЕНЬ ценных, раз за ними пришлось тащиться в иную планетную систему). Но как же так? Когда вольные искатели перестали быть людьми? Неужели тогда, когда они порабощали "драконов"? Но ведь сам землянин совсем недавно убивал ненавистных драко без всяких сожалений. Но тут оказывается, что это не драко ненавистные, а люди-рудоторговцы!..

Пропущу малозначимые события (и несколько лет по сюжету) и перейду к ещё одному эпизоду, весьма выпукло демонстрирующему бесповоротность падения землянина.

На сей раз главгерой сталкивается уже не со следами, а с самими рудоторговцами. И без малейших колебаний убивает одного из них (выстрелом в спину! из лука!), защищая детёныша драко (тот пилот, с которым проходит первая половина фильма, рожает драконёнка и умирает)! То есть человек уже не ассоциирует себя с людьми, он полностью на стороне инопланетных рептилоидов!

Что это? Как же так?! Почему?..

Мало того, зритель без всяких неоднозначностей сочувствует главгерою и радостно одобряет его действия, когда он стреляет по людям. И ужасается, когда другой рудоторговец тяжело ранит (что забавно, из древнего, совершенно не вписывающегося в канву повествования, пулевого пистолета) главгероя. То есть происходит полный переворот ролей: прежние враги - абсолютные чужаки! - уже друзья, а соплеменники (напомню, по сюжету фильма на Земле полный мир и единогласие, то есть среди людей у людей врагов нет) стали врагами. И это воспринимается как должное.

Кроме того, земная цивилизация показана эдакой "омашиненной", бездушной, механистической уродиной. Даже похороны проходят машинально-формально: труп выбрасывается в космос, а поминальный венок берётся из обоймы типовых венков (оператор "похоронного конвейера" небрежно нажимает на педаль ногой!). Этот штрих тоже призван формировать определённый осуждающий настрой у зрителя.

Забавные совпадения с одним из недавно нашумевших фильмов: мягко говоря, очевидное недоверие военных к главгерою и угон (!) летательного аппарата. Главгерой возвращается на планету Файрин 4 и весьма жестоко расправляется с рудоторговцами (показаны нарочито грубыми, даже отвратительными типчиками - а драко-рабы, напротив, мудры и спокойны). "Нелегальная добыча" остановлена, порабощённые драко освобождены.

Дальнейшее развитие сюжета уже не столь интересно, потому что выходит на финишную прямую и становится окончательно предсказуемым - в конце концов, инопланетяне принимают землянина как своего родного. Облапошенные зрители рукоплещут, голливудские продюсеры довольно подсчитывают барыши, а их кураторы из ЦРУ поздравляют друг друга с очередной идеологической победой.



[* Файрин 4 - Fyrine IV - планета, на которой происходит основное действие фильма]
Tags: срывая покровы, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments