Г-н К. однажды счёл себя физиком и пришёл к выводу, что все вокруг ошибаются, а прав лишь он один. При этом в основе его рассуждений лежит тавтологический псевдопостулат: основываясь на математической абстракции трёхмерного декартова пространства, К. пытается вывести доказательство трёхмерности нашего мира, при этом не утруждаясь обосновать тождественность декартового пространства реальному. Это не очень типично для больных с вышеупомянутым синдромом, т.к. несмотря на болезненность состояния, к нему обычно сохраняется критичность и такой больной понимает, что в его рассуждениях что-то неверно.
Итак, больной К. выводит некий комплекс умозаключений из сформулированного им самим "постулата", не замечая абсурдности выведения каких-либо следствий из тавтологического по своей сути утверждения.
Сделаю небольшое отступление и проясню различие между высказыванием ошибочным и высказыванием бессмысленным. Допустим, кто-то говорит нам, что площадь круга радиусом r равна 2r2. Это высказывание ошибочно, потому как из курса планиметрии известно, что на самом деле площадь круга равна πr2. И такое ошибочное высказывание можно опровергнуть, выведя каким-либо способом правильную формулу. С другой стороны, если кто-то говорит, что площадь круга равна площади круга, то это высказывание лишено смысла. Его нельзя ни опровергнуть, ни доказать. На основе тавтологии нельзя выстроить систему логических рассуждений, но лишь комплекс мудрствований - бесплодных и болезненных по своей сути.
Далее. Научный поиск (в контексте естественнонаучных дисциплин) связан с получением новой информации о мире, нас окружающем. Уточнение имеющихся знаний, получение новых или же критическое переосмысление старых знаний (возможно, с полным от них отказом) - вот путь науки. Тавтология же не увеличивает сумму знаний о чём-либо, не прибавляет информации. "Уравнения", в которых правая и левая части одинаковы, невозможно решить в принципе, т.к. все они сводятся к бессмыслице вроде "нуль равен нулю".
Так вот, больной К., исходя из своего псевдодоказательства трёхмерности вселенной, основанного на постулируемой (sic!) трёхмерности декартова пространства, строит целую систему якобы физических законов, считая (быть может, даже искренне) её непротиворечивой и истинной. Любые возражения и замечания больным К. отметаются, как "не имеющие интеллектуального наполнения" (хотя при ближайшем рассмотрении оказывается, что это как раз его высказывания не имеют такого наполнения, т.к. сводятся все к аналогичным тавтологическим рассуждениям). Обоснования своих построений К. строит, пользуясь всё тем же методом, усиливая его упрямым и занудливым повторением уже ложных высказываний (например, в ответ на критическое замечание о неправомерности тождественного уравнивания математических абстракций и реальных объектов физического мира, К. повторил свою шаблонную фразу об отсутствии интеллектуального наполнения в словах оппонента, то есть способность к критической рефлексии у больного К. снижена либо вовсе отсутствует).
Любопытно также, что больной К. обладает способностью распространять свои убеждения на других пациентов с аналогичными расстройствами, демонстрируя своим примером работоспособность гипотезы о заразности "психических вирусов".
Наша лаборатория продолжает наблюдения за К., так как экземпляр действительно интересный и характерный.