? ?
 

Впервые в истории

About Уничтожить всех уродов

Previous Entry Впервые в истории 18 июн, 2013 @ 19:32 Next Entry
На одной из новых плат внезапно скончался AT90CAN128. Программатор его не видит, JTAG не видит и даже тактовый генератор перестал работать, хотя работал ещё вчера. И вот с чего бы вдруг?...

Этот чип сдул, поставил другой - пашет.

У меня однажды был случай, давным-давно и с другим совсем устройством, когда вместо штатных 5В внутрь платы попало сразу 12В. Я заметил сие только когда в воздухе явно завоняло слегка плавящимся пластиком - контроллер же честно работал в этих невыносимых условиях!

А в другом случае, произошедшим совсем с другим устройством, случилась вовсе немыслимое: на плату упал провод с минус 48 вольтами, то бишь и огромное перенапряжение, и ещё переполюсовка вдобавок. На корпусе микроконтроллера с характерным пшиком образовалась маленькая дырочка. Ясное дело, такое издевательство чип не выдержал -- но на этот раз не было ничего подобного, микроконтроллер просто тихо сдох. Я в недоумении.
Оставить комментарий
[User Picture Icon]
From:Sergey Gimaev
Date:Июнь, 18, 2013 15:47 (UTC)
(Link)
флэш затерся. или фузы. проще сменить чип.
[User Picture Icon]
From:kincajou
Date:Июнь, 18, 2013 15:58 (UTC)
(Link)
чип почти новый, вощемта. Снял его с платы, не бывшей в употреблении (один раз прошита и валялась на полке до лучших времён -- но им не настать)
[User Picture Icon]
From:kincajou
Date:Июнь, 19, 2013 11:52 (UTC)
(Link)
Чип оправдан. Детальное расследование показало, что виноват кварцевый резонатор (!) -- после какого-то времени работы (около получаса) генерация срывается и, пока паяльником не прогреешь, не возвращается (т.е. дёргать питание бесполезно). Поставил другой экземпляр, посмотрим...

видимо, внутри корпуса хреновый контакт с кристаллом
[User Picture Icon]
From:Sergey Gimaev
Date:Июнь, 19, 2013 12:56 (UTC)
(Link)
после УЗ мойки?
[User Picture Icon]
From:kincajou
Date:Июнь, 19, 2013 14:58 (UTC)
(Link)
я не мыл вообще. Про то, что УЗ может поломать кристаллы, знаю
[User Picture Icon]
From:aterentiev
Date:Июнь, 18, 2013 19:55 (UTC)
(Link)
Ох.. Тот, кто работал с 176 серией внезапной смерти цифровой техники не удивляется :)
[User Picture Icon]
From:kincajou
Date:Июнь, 18, 2013 20:06 (UTC)
(Link)
у 176 не было ESD-защиты, а тут она и в чипах есть, и все внешние порты дополнительно защищены. А саму плату я не трогаю, хотя НИ РАЗУ ВООБЩЕ статикой ничего не убивал, даже намеренно "щёлкнув"

у меня даже все использованные КП350 выжили.. правда, где они щас - не знаю :) всё осталось на той ещё, очень такой прошлой работе

Edited at 2013-06-18 20:10 (UTC)
[User Picture Icon]
From:kincajou
Date:Июнь, 18, 2013 20:08 (UTC)
(Link)
и, кстати, гибель мосфетов и КМОП-чипов от статики маловероятна, как ни странно. Хотя "ESD SENSITIVE" пишут даже на защищённых чипах, гибнут они немножечко от другого. А именно, от наводок. Особенно к этому ВЧ-компоненты склонны, с очень нежными переходами - вроде ты весь везде в антистатическом обмундировании, с браслетом, на заземлнном коврике.. но пальцем тронул затвор -- и мосфет навсегда превращается в низкоомный резистор :)
[User Picture Icon]
From:aterentiev
Date:Июнь, 19, 2013 11:54 (UTC)
(Link)
однако...
[User Picture Icon]
From:kincajou
Date:Июнь, 19, 2013 12:03 (UTC)
(Link)
я тоже никогда не сталкивался. У меня все кварцы из одной ленты (такие, на 16 МГц) и ещё никогда не было ничего подобного.

У AVR тактовый генератор может работать от кварцев в двух режимах, "низкая мощность" и "полный размах". В первом случае получается малопотребляющая схема, во втором - надёжно работающая в условиях даже сильных помех (если ты видел фотку прототипа мотора, то вот такие примерно условия и подразумеваются). Всегда использую второй режим, про возможность разрушения кварцев знал до сего момента только теоретически.
[User Picture Icon]
From:aterentiev
Date:Июнь, 19, 2013 12:05 (UTC)
(Link)
думаешь, просто механически "расшатался"?
оно, конечно, может быть, но мне что-то кажется, что это просто производственный брак...
[User Picture Icon]
From:kincajou
Date:Июнь, 19, 2013 12:12 (UTC)
(Link)
да, там же выводы не паяются, не привариваются, а просто прижимаются к металлизированным площадкам на самой пластинке - если на кристалл подать слишком большую мощность, от вибрации разрушается металлический слой и контакт исчезает

щас ещё посмотрел в датащытъ конкретно на CAN128, опции выбора низкой мощности не нашёл вообще -- Low-frequency crystal есть, но это не то совсем
О_о
помню, что была в каких-то чипах

Edited at 2013-06-19 12:15 (UTC)
[User Picture Icon]
From:aterentiev
Date:Июнь, 19, 2013 12:17 (UTC)
(Link)
сейчас в восьмой атмеге посмотрел - тоже там такого нету, все CSEL настройки связаны только с паузами перед стартом - сколько тактов ждать и BOD
может, это в xmega такое? я с ними еще не работал....
[User Picture Icon]
From:kincajou
Date:Июнь, 19, 2013 12:22 (UTC)
(Link)
где-то именно в "мегах" попадалось - full-swing / low power как две взаимоисключающие функции. Но не вспомню, где

не приснилось же?

Edited at 2013-06-19 12:28 (UTC)
[User Picture Icon]
From:aterentiev
Date:Июль, 15, 2013 22:01 (UTC)
(Link)
Увидел случайно - бит CKOPT
Есть как бы не во всех мегах
В АТ90 нету :)
[User Picture Icon]
From:aterentiev
Date:Июль, 15, 2013 22:07 (UTC)
(Link)
Не, вру, не во всех
Но как минимум в "базовых" - мегах 8, 16, 32, 64, 128 оно есть
[User Picture Icon]
From:aterentiev
Date:Июнь, 19, 2013 12:08 (UTC)
(Link)
фотку не видел, кстати
или видел, но уже забыл
[User Picture Icon]
From:aterentiev
Date:Июнь, 19, 2013 12:19 (UTC)
(Link)
да, может быть шумновато...
впечатлили сборки по 4 провода под одну гайку :)
[User Picture Icon]
From:kincajou
Date:Июнь, 19, 2013 12:23 (UTC)
(Link)
4 провода под одну гайку
два провода в одну клемму, а клеммы - одна на ламель сверху, другую под ламель. Иначе никак. Зато греться перестало.
(Оставить комментарий)
Top of Page Разработано LiveJournal.com